
Феномен Геи Джеймса Лавлока
От издателя
В первом номере журнала «Знание — Сила» за 1987 год, советский ученый, геопалеонтолог С.В. Мейен писал: «Только вариантов классификаций эволюционных теорий существует не меньше двух десятков. Сколько же существует самих теорий?!»
Предлагаем здесь вниманию любознательного читателя еще одну гипотезу, которая тесно соприкасается с проблемами эволюции. Гипотеза английского ученого Джеймса Лавлока, труды которого на русском не издавались, но стали не только научным, но и культурным феноменом на Западе.
Рассматриваемая гипотеза впервые была высказана отцом современной геологии Дж. Геттоном еще в 18 веке, но была опровергнута эволюционной теорией Дарвина. Однако накопленные человечеством за полтора века фактические данные неумолимо возродили окончательно убитую, как заявляли дарвинисты, гипотезу, которая рождает такие теории, как теория биотической регуляции В.Г.Горшкова.
А что же теория Дарвина? А то же что и теория Маркса, о которой великий Ленин сказал: «Теория Маркса всесильна, потому что верна!». Соратник Ленина Л.Троцкий писал: «Открытие Дарвина стало большой победой диалектики(диалектического материализма) в области всего органического вещества.» Теория Дарвина так же будет всегда верна, не смотря ни на какие факты. Дарвинисты, как и марксисты, просто творчески переосмысливают ее, «переинтерпретируют» и теория продолжает жить, занимая свое место в таком почетном ряду, как Тора, Библия и Коран.
Источник:
http://www.evol.nw.ru/labs/lab38/kazansky/fenomen.htm
http://www.evol.nw.ru/ имеет редирект на http://www.iephb.ru/
Учреждение Российской академии наук
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН (ИЭФБ РАН)
Адрес: 194223 Россия, Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 44
Автор: А.Б.Казанский, e-mail: kazansky@iephb.nw.ru
Введение
“Человек не господин сущего. Человек пастух бытия.”
М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме

Научное представление о Земле, как о целостной живой

системе, «макрокосме», живом суперорганизме развивалось учеными-натуралистами и мыслителями начиная с 18-го века (Дж. Геттон (1726-1797), Ж.Б.Ламарк (1744-1829), А.Гумбольдт (1769-1859). В двадцатом веке эта идейная линия получила достойное воплощение в виде основательной, научно обоснованной концепции «Биосферы» выдающегося русского ученого и мыслителя В.И.Вернадского.
Гипотеза «Геи», выдвинутая английским ученым, инженером и мыслителем Джеймсом Лавлоком в семидесятых годах (Lovelock,1972;1979;1987;1989;1991;1992;1996; 1998; 1999) явилась импульсом для разработки современного варианта системной организмической науки о Земле — геофизиологии (теории Геи). Возможно, геофизиология со временем и станет той синтетической биосферной наукой, о создании которой В.И.Вернадский мечтал и размышлял еще полвека назад. Но значение гипотезы Геи не сводится лишь к формированию какой-то одной конкретной научной теории. Ее метафоричность, множественность формулировок придают ей метафизический смысл. Сама метафора древнегреческой богини оказывает сильное влияние на глубинное архетипическое сознание людей, вызывает широкие ассоциации, в том числе и религиозные, и тем самым способствует ее широкой популярности отнюдь не только среди ученых — экологов и “зеленых”.
Работы Дж.Лавлока до сих пор не переводились на русский язык и почти не известны в России. В настоящей статье предлагается краткое неформальное введение в круг основных идей концепции «Геи» главным образом, в трактовке Джеймса Лавлока. Намечены некоторые контуры развития новой концепции автоэволюции на базе “сильного” варианта гипотезы Геи. (далее..)
М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме
Научное представление о Земле, как о целостной живой системе, «макрокосме», живом суперорганизме развивалось учеными-натуралистами и мыслителями начиная с 18-го века (Дж. Геттон (1726-1797), Ж.Б.Ламарк (1744-1829), А.Гумбольдт (1769-1859). В двадцатом веке эта идейная линия получила достойное воплощение в виде основательной, научно обоснованной концепции «Биосферы» выдающегося русского ученого и мыслителя В.И.Вернадского.
Гипотеза «Геи», выдвинутая английским ученым, инженером и мыслителем Джеймсом Лавлоком в семидесятых годах (Lovelock,1972;1979;1987;1989;1991;1992;1996; 1998; 1999) явилась импульсом для разработки современного варианта системной организмической науки о Земле — геофизиологии (теории Геи). Возможно, геофизиология со временем и станет той синтетической биосферной наукой, о создании которой В.И.Вернадский мечтал и размышлял еще полвека назад. Но значение гипотезы Геи не сводится лишь к формированию какой-то одной конкретной научной теории. Ее метафоричность, множественность формулировок придают ей метафизический смысл. Сама метафора древнегреческой богини оказывает сильное влияние на глубинное архетипическое сознание людей, вызывает широкие ассоциации, в том числе и религиозные, и тем самым способствует ее широкой популярности отнюдь не только среди ученых — экологов и “зеленых”.
Работы Дж.Лавлока до сих пор не переводились на русский язык и почти не известны в России. В настоящей статье предлагается краткое неформальное введение в круг основных идей концепции «Геи» главным образом, в трактовке Джеймса Лавлока. Намечены некоторые контуры развития новой концепции автоэволюции на базе “сильного” варианта гипотезы Геи.
loading...